- Способы правового регулирования
СПОСОБЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых отношений. Если метод — это, совокупность юридических способов правового регулирования, то способы являются его составляющими, так сказать, «строительный материал» (юридическое «вещество») метода. Принято различать следующие основные способы правового регулирования:
дозволение — предоставление лицам права на свои собственные активные действия (права поступать по собственному усмотрению — поступать так, как правопользователь сочтет необходимым);
позитивное обязывание — возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению (обязанность поступать только так, как определено законом);
запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом (не поступать так, как запрещено законом).
В качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации — своеобразные стимулы к правомерному поведению. Такие способы специфичны для трудового права, однако отдельные их проявления применимы даже в отраслях публичного права.
В конституционном праве в качестве способа регулирования используется общее установление, характеризующееся учредительным характером и существенно отличающееся от иных средств правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов участников правовых отношений; конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ); находят выражение в форме конституционного закрепления (компетенции органа власти, правового статуса физического лица). Специфика общего конституционного установления заключается в том, что оно не требует специфически юридических средств обеспечения, т.е. юридических санкций, имеет статутных характер, отличается специфичностью действия. Общие конституционные установления проявляются как непосредственно в конституционном поведении (обладая свойством непосредственного, прямого действия), так и опосредованно, в конкретизирующих их законах, иных нормативных правовых актах. Общие установления выступают в форме конституционного закрепления (статуса гражданина, компетенции государственного органа, полномочий и т.д.).
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.